[personal profile] 3mer
Российская экономика жила последние годы не только на высоких ценах на нефть, но и на привлечении внешних ресурсов. В 2012–2013 годах внешняя подпитка российского бизнеса составляла около $100 млрд в год – именно на столько увеличивался внешний долг страны. Но в 2014 году как отрезало. За первое полугодие нет притока внешнего капитала, более того, внешний долг России даже немного сократился. На 1 июля 2014 года долг составляет $720 млрд, что в 1,5 раза превышает валютные резервы ЦБР (резервы $478 млрд на ту же дату). Эта ситуация намного хуже, чем была перед кризисом 2008–2009 годов, когда резервы ЦБР превышали внешний долг ($569 млрд против $534 млрд). Сейчас экономика страны заметно более уязвима.



И именно в этот момент она попала под финансовые санкции, суть которых (помимо персональных) состоит в ограничении для российских компаний и банков заимствований на западных рынках... Легко выплачивать деньги по старым долгам, когда постоянно наращиваешь новые – по принципу финансовой пирамиды. Но как только их рост прекращается, обслуживание долга (выплата процентов и основной суммы) тяжелым грузом ложится на финансовое состояние компаний, – грузом, который раньше они практически не замечали, легко перекрывая старые долги новыми.


Резкое ограничение притока валюты в страну нанесло удар по платежному балансу. Российское правительство попыталось заткнуть пробоину своими контрсанкциями, которые, помимо прочего, должны были ограничить импорт и, соответственно, отток валюты из страны. Но очень похоже, что контрсанкции имеют обратный эффект: капитал из страны побежал еще быстрее из-за роста геополитических рисков и неопределенности условий для бизнеса...

Зимой-весной этого года ЦБР сдерживал падения рубля валютными интервенциями и повышением процентной ставки. Сейчас он этого не делает. Более того, ЦБР заинтересован в падении рубля. Почему?

В результате падения рубля иностранная валюта станет дороже и скупать ее спекулянтам будет невыгодно. Утечка капиталов из страны станет относительно более дорогой.

Из Комментов:
Настя Женихова: Нужно иметь в виду, что возможностей у ЦБ поддерживать рубль не так много. Да и Путин не позволит это делать. Он помнит 98 год. Рубль все равно упал несмотря на попытки его поддержать. Только девальвация была сопряжена с дефолтом. Поддерживать курс значит сокращать резервы. Путин этого страшно боится. Поэтому своего рода это тупик. Не поддерживать рубль плохо. Как для потребителей, так и для производителей, импортирующих оборудование комплектующие, сырьё. Поддерживать тоже плохо, так как это сокращает резервы. Что будут делать неясно.
Вопреки ожиданиям многих отечественный бизнес не выиграет от слабого рубля. Работающие в России производства сильно зависят от импортных комплектующих, оборудования и т.п. Поэтому можно ждать сворачивания многих предприятий. Агрофирмы также импортируют транспортные средства, оборудование, запчасти к ним. Если при помощи бюджетно налоговой политики не компенсируются эти увеличивающиеся расходы, то бизнес рухнет. В том числе, не выживут аграрии, сельхозпереработчики, не имеющие своих оборудования, технологий.

Profile

3mer

June 2016

S M T W T F S
   1234
5678 91011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 17th, 2026 04:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios